Доклад председателя Комитета по здравоохранению Ленинградской области С.В.Вылегжанина на Коллегии 28.03.2017 г. "Об основных итогах деятельности отрасли здравоохранения Ленинградской области в 2016 году и задачах на 2017 год"
Выступление Вылегжанина С.В.
на Коллегии Комитета по здравоохранению 28.03.2017 г.
«Об основных итогах деятельности отрасли здравоохранения Ленинградской области в 2016 году и задачах на 2017 год».
Цель нашей коллегии подвести итоги работы отрасли здравоохранения Ленинградской области в 2016 годы и обсудить задачи 2017 года.
Основные направления работы отрасли мы определили на коллегии Комитета по здравоохранению год назад, 22.03.2016 года. Они полностью соответствуют стратегической проектной инициативе «Здоровье населения», как составной части Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года.
Стратегия социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года.
Проекты стратегической проектной инициативы «Здоровье населения».
- организация доступной, современной первичной медико-санитарной помощи.
- приближение к населению и повышение реальной доступности современной специализированной (прежде всего – высокотехнологичной) медицинской помощи, оказываемой в стационаре.
- инновационное развитие здравоохранения.
- новые подходы к управлению отраслью.
Залогом успешной работы, реализации всех мероприятий является, кроме выверенной стратегии, финансирование, наличие квалифицированных кадров, достаточно развитая материально-техническая база и современные формы организации работы медицинских организаций.
Расходы консолидированного бюджета Ленинградской области на здравоохранение в 2016 году составили более 25 млрд. руб.
Структура расходов выглядит следующим образом: средства областного бюджета Ленинградской области составляют 58,3% от общей суммы средств, средства обязательного медицинского страхования – 31,5%, средства федерального бюджета – 4,8%, платные услуги – 5,4%.
На финансовое обеспечение Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области в 2016 году направлено более 21 млрд. руб.
По сравнению с 2015 годом отмечается рост расходов на оказание медицинской помощи в рамках ТПГГ на 5%. Расходы областного бюджета Ленинградской области увеличились на 14,6%, расходы средств ОМС на финансирование территориальной программы ОМС возросли на 2%.
Фактический показатель финансового обеспечения Территориальной программы в 2016 году в расчете на 1 жителя по предварительной оценке увеличился по сравнению с предыдущим годом на 3% и составил 13 251,4 руб.
Проведенный анализ структуры расходов на медицинскую помощь, предоставленную населению Ленинградской области в рамках ТПГГ в 2016 году, показал, что расходы на скорую медицинскую помощь составили 6,2% в общей структуре расходов, на стационарную медицинскую помощь (с учетом высокотехнологичной помощи) составила 49,6%, на медицинскую помощь, предоставляемую в дневных стационарах - 4,4%, на амбулаторную медицинскую помощь – 28,6%. Доля расходов на прочие виды медицинской помощи (службы переливания крови, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомическое бюро, санаториев, домов ребенка, льготный отпуск лекарственных средств и прочее) составили 11,2%, затраты на содержание АУП ТФОМС Ленинградской области и СМО составила 1,2%.
Среднемесячная заработная плата на физическое лицо в 2016 году в Ленинградской области составила: у врачей 50 745 руб. (2015г. – 48 190 руб.), у среднего медицинского персонала – 31 869 руб. (2015г.– 30 611 руб.), у младшего медицинского персонала – 21 139 руб. (2015г. – 18 285 руб.).
Структура заработной платы медицинских работников в 2016 году сложилась следующим образом: 53,6 составляют должностные оклады, 18,3 выплаты компенсационного характера, 28,1 стимулирующие выплаты. Это полностью соответствует рекомендациям Минздрава России.
Рост средней заработной платы медицинских работников к уровню 2015 года составил: у врачей – 5,3%; у среднего медицинского персонала – 4,1%; у младшего медицинского персонала – 15,6%.
Важнейшая задача – укомплектование отрасли квалифицированными кадрами.
В медицинских организациях государственной системы здравоохранения Ленинградской области в настоящее время работает более 5 тыс. врачей (5212) и около 12 тыс. среднего медицинского персонала (11745).
Это на 140 врачей больше, чем в 2015 году и на 311 работников среднего звена меньше, чем в 2015 году. Соотношение врачей к среднему персоналу составило 1:2,25 (в 2015 году1:2,38).
Укомплектованность врачами на конец 2016 года по Ленинградской области составила 61,8 %, в «муниципальном звене» - 62,9 %, что на 0,9 % выше прошлого года. По среднему медицинскому персоналу укомплектованность составила 69,5%, что практически осталось на уровне прошлогоднего показателя.
Показатель укомплектованности врачей увеличился за счет того, что переход на расчет штатных должностей по Порядкам оказания медицинской помощи в основном был проведен в 2014-2015 годах и штатная численность врачей и среднего персонала увеличилась незначительно, а приток физических лиц возрос.
В 2016 году утверждено 8 439,5 (в 2015году –8 292,00) штатных должностей врачей, что на 147,5 больше, чем в 2015 году и 17014,75 (в 2015 году –17100,25) штатных должностей среднего персонала, что на 85,5 меньше, чем в 2015 году.
За текущий год количество пенсионеров среди врачей составило 1470 чел. (в 2015г. – 1355 чел.) – 28,2% от всех работающих врачей. Среди среднего персонала пенсионеров – 3154 чел. (в 2015г. – 3246 чел.) - 26,9% от всего работающего среднего персонала. Почти каждый четвертый врач и средний медработник в области - пенсионного возраста.
Количество работающих молодых специалистов до 35-лет в 2016 г. составило 1487 – врачей (в 2015г. - 1489) – 28,5% от всех работающих врачей и 2618 среднего медицинского персонала (в 2015г. – 2718) – 22,3% от всего работающего среднего персонала.
В 2016 г. в государственные учреждения трудоустроилось - 702 врача, а уволилось – 605 чел., среднего медицинского персонала принято - 1167 чел., уволилось - 1169 чел. Самая большая текучесть врачей наблюдалась среди специалистов со стажем работы более 10 лет – 33,1%, из числа уволенного среднего медперсонала большую часть, а именно 36,1% составили специалисты аналогичной категории, что свидетельствует об оттоке опытных специалистов, в основном это связано с переходом на работу в медицинские организации г. Санкт-Петербурга или частные медицинские организации.
Наиболее сложная кадровая ситуация традиционно складывается в районах, граничащих с Санкт-Петербургом.
В Ленинградской области работает система подготовки врачей и средних медицинских работников в рамках целевого приема в образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования.
В 2016 году в рамках целевой подготовки по программам высшего профессионального образования заключены договоры с 153 выпускниками школ (в 2015 году–150 мест). В образовательные организации зачислены все абитуриенты, поступавшие в рамках целевого приема, успешно прошедшие конкурс.
Образовательными организациями, подведомственными Комитету по здравоохранению Ленинградской области, в 2016 году на первый курс приняты 450 человек, на 2017 год установлены контрольные цифры приема – 600 мест по 5 специальностям.
В рамках целевой подготовки по программам послевузовской профессиональной подготовки в 2016 году в интернатуру зачислено – 111 выпускников (в 2015 году-89 человек), в ординатуру – 28 (в 2015 году - 19 человек).
В Ленинградской области за счет регионального бюджета сформирована и продолжала работать в 2016 году система социальной поддержки медицинских работников, в том числе молодых специалистов, специалистов, работающих в сельском здравоохранении.
Единовременные пособия выпускникам учебных заведений получили 328 выпускников:
134 врачей (30 000 руб.) и 194 средний медработник (15 000 руб.) . Это на 13,5% больше, чем в прошлом году.
(в 2015г. – врачи 108, ср. медперсонал – 181).
Ежегодную выплату в размере 56,5 тыс. руб. получили 1036 специалистов, что на 11,6% больше 2015 года. (2014 г. – 928 специалистов)
Единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн. руб. получили 136 врача, что почти в 2 раза больше, чем в прошлом году. (2015 г. – 74).
За счет средств областного бюджета единовременную компенсационную выплату в размере 345 тыс. руб. получили 65 средних медработника, приехавши е на работу в сельский населенный пункт. (2015 г- 64).
Ежегодную выплату в размере 120 тыс. руб. получили 444 врачей остродефицитных специальностей. Это на 6% больше 2015 года. (2015 г. – 419 чел.).
С 2016 года круг получателей выплаты расширен за счет врачей скорой медицинской помощи, врачей-судебно-психиатрических экспертов.
В 2016 году в рамках реализации мероприятия Государственной программы Ленинградской области «Развитие здравоохранения в Ленинградской области» по обеспечению медицинских работников жильем за счет средств областного бюджета приобретено 34 квартиры.
Всего за 2014-2016 годы в Ленинградской области приобретено 96 квартир для медицинских работников.
2016 год стал годом дальнейшего укрепления и совершенствования материально-технической базы наших учреждений здравоохранения.
В рамках реализации государственной программы «Развитие здравоохранения Ленинградской области» на 2016 год на проведение мероприятий по капитальному ремонту были предусмотрены средства в размере около 885 млн. руб. (884 876,69 тыс. рублей - 35 мероприятий).
В 2016 году были отремонтированы здания:
- ФАПов в г.п. Свирьстрой Лодейнопольского района и в пос. Потанино Волховского района;
- амбулаторий в пос. Новоселье Ломоносовского района, пос. Серебрянский Лужского района, пос. Красная Долина Выборгского района;
- поликлиник в пос. Морозовка Всеволожского района, г. Кингисепп, г. Кировск, г. Сланцы, г. Тихвин;
- женская консультация в г.Луге;
- отделения стационаров стационаров: Сиверская РБ ГБУЗ ЛО «Гатчинская КМБ», ДБК в г. Кириши, хирургический корпус г.Луга, лечебный корпус Приморской РБ, Морозовская ГБ ГБУЗ ЛО «Всеволожская КМБ», Ивангородская ГБ ГБУЗ ЛО «Кингисеппская МБ», Сосновская УБ ГБУЗ ЛО «Приозерская МБ», ГБУЗ ЛО «Сланцевская МБ», ГБУЗ ЛО «Токсовская РБ».
Были «выкуплены» ФАПы, построенные инвестором по модульной технологии: в дер. Углово Всеволожского района и в пос. Коробицыно Выборгского района.
В рамках государственной программы «Развитие сельского хозяйства в Ленинградской области» закончено строительство 2-х ФАПов: в пос. Приветнинское Выборгского района и в дер. Ярославичи Подпорожского района.
В рамках реализации государственной программы «Развитие здравоохранения в Ленинградской области» в 2016 году Комитетом приобретено 431 ед. оборудования на сумму более, чем 341,1 млн. руб., в т.ч.:
- 12 санитарных автомобилей (Лада Ларгус) стоимостью более 9,2 млн. руб.;
- 27 автомобилей скорой помощи, стоимостью более 49 млн. руб.;
- Передвижной флюорограф, передвижной маммограф и передвижной диагностический комплекс на общую сумму около 54 млн. руб.
- Для укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения приобретено высокотехнологичное медицинское оборудование, в том числе компьютерные томографы, реанимационное и рентгеновское оборудование, аппараты УЗИ и пр.
2016 год стал годом совершенствования и внедрения новых форм оказания медицинской помощи.
Для обеспечения доступности оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в экстренной форме в нашей области третий год за счет средств областного бюджета заключается контракт на оказание комплексной медицинской услуги по авиамедицинской эвакуации (60 млн. руб.)
В 2016 году выполнено 190 вылетов. Из них наибольшее число (37) в Тихвинский район, а всего в медицинские организации наиболее удаленного Восточного медицинского округа совершено 123 вылета, или 65% всех вылетов. Много вылетов совершено в Выборгский, Лужский, Приозерский, Сланцевский районы. Медицинская эвакуация происходит в Ленинградскую областную клиническую больницу, Детскую областную клиническую больницу, Всеволожскую межрайонную клиническую больницу, федеральные медицинские центры, в зависимости от характера заболевания и медицинских показаний.
Среди пациентов наибольшее число (41%) приходится на различные виды травм, что позволило снизить смертность от внешних причин на 4,5% и от дорожно-транспортных происшествий на 22,7%, далее по частоте (36%) составляют инфаркты и инсульты с их осложнениями, смертность от инфаркта в 2016 году снизилась на 11%, от инсульта на 6%, что является лучшим результатом на последние годы.
Таких результатов удалось достичь за счет того, что сложные, в том числе высокотехнологичные методы лечения были применены в кратчайшие сроки, благодаря авиамедицинской эвакуации.
В целях повышения уровня организации медицинской помощи населению области в 2016 году были реализованы следующие пилотные проекты:
- Проект по разработке и внедрению механизма обеспечения населения гарантированным объемом первичной медико-санитарной помощи;
- Проект по внедрению методике дистанционного диспансерного наблюдения больных с артериальной гипертензией;
- Проект по льготному обеспечению лекарственными препаратами жителей Ленинградской области, страдающих болезнями системы кровообращения (прежде всего, находящихся на дистанционном диспансерном наблюдении и имеющих максимальную приверженность к наблюдению и лечению);
- Проект по организации отделений скорой и неотложной помощи краткосрочного пребывания в составе стационаров государственных учреждений здравоохранения;
- Проект по организации трехэтапной системы медицинской реабилитации для пациентов с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
- Проект оказания услуг по обеспечению деятельности выездных бригад скорой медицинской помощи.
Очень важным проектом является организация отделений скорой и неотложной помощи краткосрочного пребывания в составе стационаров медицинских организаций.
В ходе его реализации в крупных стационарах модернизированы приемные отделения, они дооснащены диагностическим и реанимационным оборудованием и доукомплектованы кадрами врачей и средних медицинских работников.
В таких отделениях любой обратившийся пациент осматривается немедленно, дальнейшее его обследование и тактика зависят не от очередности обращения или пути поступления, а от тяжести состояния и медицинских показаний.
Отделение работает круглосуточно, туда может обратиться любой человек с любой остро возникшей проблемой со здоровьем. При наличии показаний пациент комплексно обследуется, ему устанавливается диагноз и прямо в приемном отделении начинается лечение.
Такой подход позволяет как избежать ухудшения состояния при длительном ожидании осмотра врача или оформления документации в приемном отделении, так и, с другой стороны, исключить необоснованные госпитализации, поскольку необходимый объем обследования и некоторые лечебные процедуры возможно провести в отделении неотложной помощи без последующего направления в круглосуточный стационар.
Предельная длительность пребывания пациента в отделении неотложной помощи стационара – 24 часа.
Как показывает практика, после обследования и оказания медицинской помощи в таком специально оборудованном отделении нуждается в направлении в круглосуточный стационар не более 15 - 20 процентов обратившихся пациентов. Остальные направляются на амбулаторное лечение, но уже с результатами обследования и врачебными назначениями.
Подобная форма работы развита в Тихвинской, Всеволожской, Гатчинской, Киришской и Сланцевской больницах.
В настоящее время проводится работа по организации таких отделений во всех без исключения больницах, имеющих стационар. Эту работу планируется завершить в 2017 году.
На повышение качества медицинской помощи рассчитан проект «Вежливая регистратура». Основной задачей проекта стало создание инновационной организационной модели регистратуры, продиктованное необходимостью устранения очередей в регистратуру и кабинеты врачей, а также достижения слаженной работы амбулаторно-поликлинической службы и высокого уровня комфорта при оказании медицинской помощи.
Изменение алгоритма посещения поликлиники позволило рационально использовать время пациента и врача, обеспечить пациентов исчерпывающим объемом информации, исключить дублирование и освободить специалистов от несвойственных им функций.
Например, сейчас в поликлинике Ново-Девяткино Токсовской районной больницы пациента в холле встречают подготовленные администраторы со значком и в косынках с корпоративным логотипом, готовые помочь разобраться в любом интересующем вопросе.
Установлены информационные терминалы, позволяющие мгновенно записаться на прием в удобное время и, в автоматическом режиме, получить распечатанный талон с указанием времени приема, фамилии врача и номера кабинета.
Если посетитель нуждается в неотложной помощи – администратор проводит пациента в кабинет дежурного врача.
Медицинская информационная система позволяет врачам заполнять электронную медицинскую карту пациента и безопасно хранить в электронном виде данные о всех пациентах, проведенных обследованиях, диагнозах и результатах лечения.
Если в результате осмотра врач рекомендует диагностические исследования, направляет на консультацию к смежному специалисту или госпитализацию, то больше не нужно стоять в очереди в регистратуру за талоном на консультацию или в рентген, УЗИ и другие кабинеты.
Амбулаторную карту, после предварительной электронной записи или записи по телефону единого контактного центра в кабинет врача доставят сотрудники картохранилища поликлиники.
Лидерами в реализации этого проекта можно считать Токсовскую РБ, Всеволожскую КМБ, Гатчинскую КМБ, Тихвинскую МБ. В разной степени эта работа проведена в 17 больницах. В 2017 году должны быть модернизированы все регистратуры (входные группы амбулаторных подразделений) области.
Третий год во Всеволожской КМБ реализуется проект «Дистанционное диспансерное наблюдение пациентов с использованием персональных устройств». Реализация проекта осуществляется в соответствии с рекомендациями, разработанными Центром профилактической медицины Минздрава России.
Участковые врачи, участвующие в пилотном проекте, совместно с районным кардиологом и терапевтом подбирают пациентов для дистанционного измерения артериального давления, обеспечивают и обучают их работе с устройством (специальный тонометр со встроенной СИМ-картой).
По требованиям пилотного проекта пациент измеряет артериальное давление два раза в день (утро, вечер). Его показатели АД передаются в центр мониторинга при помощи технологии мобильного интернета. Результаты измерений анализируются с применением специализированного программного обеспечения. Результаты измерений направляются лечащему врачу.
На основании анализа результатов измерений и осмотра врачом устанавливаются показания для корректировки лечения.
В ходе проекта целевой уровень артериального давления достигнут у 91.3% пациентов, тогда как в обычной клинической практике на фоне лечения удается достичь целевых уровней не более чем у 50% пациентов.
Все включенные в исследование пациенты относились к трудоспособному возрасту и работали. За время исследования не зафиксировано ни одного случая временной нетрудоспособности.
С конца 2016 года этот проект начат в Волховской МБ.
Для решения обеспечения доступности медицинской помощи для однотипных населенных пунктов и территорий Комитетом по здравоохранению совместно с Минздравом РФ реализуется пилотный проект, целью которого являются разработка гарантированного объема медицинской помощи для фельдшерско-акушерского пункта, амбулатории, поликлиники. В настоящее время составлены дорожные карты по обеспечению гарантированного объема медицинской помощи на фельдшерско-акушерских пунктах. Разработанная методология гарантированного объема медицинской помощи для фельдшерско-акушерского пункта позволит повысить доступность первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.
В конце 2016 года в Ленинградской области начат пилотный проект по автомобильным перевозкам врачебных и фельдшерских бригад для оказания скорой и неотложной медицинской помощи с привлечением негосударственных организаций.
С 6 декабря 2016 года эта услуга предоставляется в Гатчинском, Волосовском и Ломоносовском районах. В рамках проекта в эти районы поставлены 36 полностью оснащенных медицинским оборудованием автомобилей скорой медицинской помощи класса «В» и «С». Замечаний к исполнителю услуг от медицинских организаций не поступало.
Реализация проекта позволила в 2016 году полностью оснастить медицинские организации Ленинградской области современными автомобилями скорой медицинской помощи со сроками эксплуатации не старше 5 лет, что позволит по результатам года сократить время прибытия бригады медицинских работников по вызову.
Коротко остановлюсь на основных количественных показателях реализации территориальной программы бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Ленинградской области.
В реализации Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи в Ленинградской области в 2016г. принимали участие 117 медицинских организаций, в т.ч.: 65 государственных медицинских организаций Ленинградской области и 52 ведомственных и частных медицинских организаций.
Здравоохранение Ленинградской области в 2016 году было представлено 65 медицинскими учреждениями (юридическими лицами), в том числе: 36 бюджетными, 25 казенными, 3 автономными,- и одним государственным предприятием.
В состав медицинских учреждений входит 108 амбулаторных подразделения, оказывающих первичную медицинскую помощь во всех районах области, в том числе, в сельской местности. Доврачебную медицинскую помощь жители области могут получить в 173 ФАПах. Скорая медицинская помощь оказывается 19 отделениями.
Приоритетными в 2016 году оставались мероприятия по профилактике заболеваний, совершенствованию первичной медико-санитарной помощи.
Основные тенденции структурных преобразований в организации медицинской помощи связаны с развитием первичной медико-санитарной помощи с максимальным приближением ее к местам проживания граждан, а также централизацией оказания специализированной помощи.
В 2016г. количество посещений на 1 жителя составило - 7,1 (2015г. – 6,8), доля в общем числе посещений с профилактической целью составила– 36,1 % (2015г. – 32,6%).
В 2016г. осуществлено 491 725 выездов бригад скорой помощи. Из числа выездов на ДТП, выезды до места ДТП до 4 минут составили 96,8%. Количество вызовов скорой медицинской помощи в расчете на 1 жителя в 2015г. составило – 0,276 (в 2015г.- 0,260).
Силами СМП в 2016г. госпитализировано 118 981 (2015 год – 117 867) пациентов в межрайонные центры, областные больницы и диспансеры.
В 2016 году была оказана экстренная консультативная помощь 2892 пациентам, из них 1088 детям.
В 2016 году 1 625 пациентов взрослого возраста и 874 детей были транспортированы специализированными реанимационными бригадами ЛОКБ и ЛОДКБ из ЛПУ области в ЛОКБ, ЛОДКБ, ЛОКД и многопрофильные клиники СПБ.
Среднее время прибытия бригады скорой медицинской помощи (от момента передачи вызова) составляет:
-до 20 мин. – 80,2%;
- до 40 мин. – 14,7%;
- до 60 мин. – 3,8%;
- более 60 мин. – 1,3%.
В 2016 году оптимизирована работа службы скорой медицинской помощи Выборгского района путем реорганизации (присоединение ГБУЗ ЛО «Выборгская станция скорой медицинской помощи» к ГБУЗ ЛО «Выборгская межрайонная больница»).
В стационарах Ленинградской области на 01.01.2016 было развернуто – 11 145 коек (в 2015г. – 11 276). Обеспеченность койками населения Ленинградской области в 2016г. составила 62,6 на 10 тыс. населения (2015 год - 63,5). Уменьшение коечного фонда связано с организацией оказания специализированной медицинской помощи (прежде всего - высокотехнологичной медицинской помощи) жителям Ленинградской области в Федеральных медицинских учреждениях в рамках ОМС.
«Работа койки» в 2016г. составила – 324 день (2015г. – 310 день).
Средняя длительность пребывания больных в стационаре в 2016 году сохранилась на уровне 2015 года - 10,6 дня.
При этом в стационарах Ленинградской области в 2016 году пролечено 330 239 больных (2015 – 329 071).
Дополнительно к имеющимся в территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи объемам по специализированной медицинской (в том числе высокотехнологичной) помощи в федеральных медицинских организациях за счет иных межбюджетных трансфертов Федерального фонда ОМС стационарное лечение получили лечение более 10,7 тыс. жителей области, что эквивалентно дополнительным 276 койкам.
Для оказания специализированной помощи в 2016 году продолжено развитие межрайонных центров. Оказание специализированной медицинской помощи при БСК осуществляется в 2 региональных сосудистых центрах (ГБУЗ ЛОКБ и ГБУЗ ЛО «Всеволожская КМБ») и 4 первичных сосудистых отделениях (Выборгский, Тихвинский, Гатчинский и Волховский районы) 2 из которых (в Волховском и Выборгском районах) открыты во 2 квартале 2016 г.
Маршрутизация пациентов с ОКС, проживающих в Ленинградской области осуществляется также в РСЦ на базе СПб ГУЗ Городская больница № 40 и ФГБУ «СЗФМИЦ им.В.А.Алмазова Минздрава России.
В начале года проведена корректировка объемов медицинской помощи в Территориальной программе государственных гарантий, которой предусмотрено увеличение объемов высокотехнологичной медицинской помощи на коронарное стентирование, обеспечен 37% охват стентированием при остром коронарном синдроме.
Во всех сосудистых отделениях области внедрена методика проведения системного тромболизиса больным с ОНМК. За 12 мес. 2016 г. проведено 188 процедур, что на 55,4% больше, чем в 2015г.
На 22,3% по сравнению с 2015 года увеличилось количество тромболизисов при остром коронарном синдроме (ОКС). За 12 мес. 2016г. проведено 642 процедуры на госпитальном и догоспитальном этапе (за 2015г. – 525). Достигнут показатель «Доля больных с ОКС с подъемом сегмента ST, которым проведен тромболизис» - 33,3% (при целевом – 25,0%).
Активно проводится ангиопластика коронарных артерий по экстренным показаниям: за 12 мес. 2016 г. больным ОКС выполнено 2145 операций, что на 11,5% больше, чем за 2015 г. Показатели «Доля ангиопластик коронарных артерий, проведенных больным с ОКС к общему числу выбывших больных, перенесших ОКС» достигнут и составил 30,3% (целевой – 25-30%).
Для оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП в Ленинградской области организована работа 2 травмоцентров 1 уровня, 16 травмоцентров 2 уровня и 5 травмоцентров 3 уровня. Они все оснащены противошоковыми операционными. В 2016 году в травмоцентры госпитализированы 97,6% от всех пострадавших в ДТП (целевой показатель – 82%). В результате этого до минимального показателя (3%) снизилась госпитальная летальность, а смертность от ДТП в нашем регионе в 2016 году снизилась на 24,0% (в сравнении с 2015г).
В 2016г. доставлено силами СМП в травмоцентры 1 и 2 уровня - 2 853 чел. (2015г. – 2341 чел.).
В 2016 году значительно выросла доступность высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) для жителей Ленинградской области.
В 2016г. ВМП получили 19 734 жителя Ленинградской области. 40,7% из них получили ВМП в медицинских организациях Ленинградской области.
Пять государственных учреждений Ленинградской области включены в перечень медицинских организаций на оказание ВМП за счет средств федерального бюджета.
Говоря о доступности высокотехнологичной медицинской помощи, следует сказать, что по поручению Губернатора Ленинградской области заключены договора на оказание медицинской помощи больным с онкологическими и сосудистыми заболеваниями на базе ООО «Лечебно-диагностический центр Международного института биологических систем имени Сергея Березина» с использованием радиохирургического лечения на аппарате Гамма-нож и Кибер-нож, что не входит в обязательства программы гарантий бесплатной медицинской помощи..
В 2016 году жителям Ленинградской области проведено 55 операций с использованием аппарата Гамма-нож и 10 операции с использованием Кибер-ножа. Это 65 спасенных жизней.
В этом же центре 300 пациентов из Ленинградской области получили высокотехнологичное исследование – ПЭТКТ (позитронно-эмиссионная компьютерная томография).
Основными показателями, по которым оценивают нашу работу, остаются показатели смертности населения.
По данным Росстата за 12 мес. 2016г. в Ленинградской области умерло 24 915 чел. (12 мес. 2015 г. – 24 922 чел.).
Относительный показатель смертности за 2016 г. – 14,0 на 1000 населения (2015 г. – 14,1).
Показатели смертности населения Ленинградской области
от некоторых причин за 12 мес. 2016г.
Показатель |
РФ 12 м. 2016г. |
СЗФО 12 м. 2016г. |
ЛО 12 м. 2016г. |
ЛО 12 м. 2015г. |
% изменения к 2015г. |
Смертность от всех причин на 1000 населения |
12,9 |
13,2 |
14,0 |
14,1 |
- 0,7 |
Смертность от БСК на 100 тыс. населения |
614,1 |
722,5 |
735,2 |
716,8 |
+2,6 |
Смертность от новообразований на 100 тыс. населения |
201,6 |
234,9 |
238,9 |
240,0 |
- 0,5 |
Смертность от туберкулеза на 100 тыс. населения |
7,5 |
4,9 |
6,6 |
7,1 |
-7,0 |
Смертность от внешних причин на 100 тыс. населения |
104,8 |
103,2 |
125,4 |
133,1 |
- 5,8 |
Смертность от ДТП на 100 тыс. населения |
10,8 |
10,5 |
19,3 |
25,4 |
-24,0 |
Младенческая смертность на 1тыс. родившихся живыми |
6,0 |
4,8 |
4,2 |
6,0 |
-30,0 |
Показатель смертности от БСК в 2016 г. увеличился по сравнению с 2015 г. (на 2,6%) за счет за счет лиц пожилого возраста. Наибольший удельный вес смертности от БСК сохраняется в возрастной категории старше 70 лет у лиц с хроническими ишемическими заболеваниями сердечно-сосудистой системы (ИБС). На этот рост повлияла отсроченная смертность от сосудистых осложнений после перенесенных тяжелых вирусных инфекций в эпидпериод 1 квартала и сосудистые осложнения в период резких колебаний температуры и атмосферного давления в 4 квартале.
При этом, от острого инфаркта миокарда в 2016 году в Ленинградской области умерло 750 человек, что на 18,7% меньше, чем в 2014 году (923). От острого нарушения мозгового кровообращения (инсульт) умерло 2187 чел., что на 5,1% меньше, чем в 2014 году (2304). Это явилось результатом внедрения современных технологий организации и оказания медицинской помощи при острых формах ИБС.
Впервые за последние десятилетия отмечено снижение показателя смертности от новообразований на 0,5%.
Показатель смертности от внешних причин снизился на 5,8 %. А показатель смертности от ДТП снизился за год на 24,0%.
Количество умерших в травмацентрах снизилось за отчетный период на 15,7%.
Показатель смертности от туберкулеза за 12 мес. 2016 г. снизился на 7,0%.
Показатель младенческой смертности за 12 мес. 2016г. снизился на 30,0%. Наибольший удельный вес в структуре младенческой смертности составляют, по–прежнему, болезни периода новорожденности, врожденные пороки развития, новорожденные с экстремально низкой массой тела (500 гр.).
Подводя итог работе в 2016 году, можно сказать, что отрасль здравоохранения, в целом, выполнила задачи, поставленные на прошлой итоговой коллегии.
Мероприятия, которые нам надо реализовать в ближайшие годы для повышения качества предоставления медицинских услуг населению Ленинградской области.
- Капитальные ремонты (2016 г. – 880 млн. руб, 2017 г. – 693 млн. руб., 2018 г. – 823 млн. руб., 2019 г. – 875 млн. руб).
- Приобретение оборудования (2016 г. – 341 млн. руб, 2017 г. – 300 млн. руб., 2018 г. – 349 млн, 2019 г. – 308 млн.руб).
- Строительство объектов здравоохранения (территориальное планирование).
- Отраслевые проекты (вежливая регистратура, отделения неотложной помощи в стационарах, предоставление гарантированного объема медицинских услуг)
- Привлечение средств работодателя (ЗАО «Филипп Моррис Ижора», ООО «Нокиан Тайерс», ЗАО «Форд Мотор Компани», ООО «Порт Высоцкий», ООО «Респираторный комплекс» и др.
Для реального повышения доступности медицинской помощи населению («шаговая доступность»), реализации мероприятий по профилактике, обеспечения стандарта «понятных для населения» медицинских услуг, приближенных к месту проживания жителя, Комитетом по здравоохранению в 2016 году проведено проводится территориальное планирование объектов здравоохранения Ленинградской области, организующих, прежде всего, оказание первичной медико-санитарной помощи. К таким объектам относятся ФАПы, амбулатории, поликлиники.
Для определения необходимости объектов и их расположения проведен картографический анализ в соответствии с приказом Минздрава России от 27.02.2016 № 132н «О Требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения».
На основе проведенного анализа и на основании приказов Минздрава определены три основные группы поселений в части решения вопроса о строительстве объектов:
1. Объект здравоохранения отсутствует в населенном пункте, но должен быть построен в соответствии с нормативами.
2. Объект здравоохранения имеется, но необходима замена его по причинам аварийности зданий, нахождения в приспособленном здании.
3. Малочисленные населенные пункты, где отсутствует объект здравоохранения и наиболее целесообразно организация выездной работы (без строительства объекта).
В зависимости от потребностей определены следующие типы объектов здравоохранения
1. «ФАП 1-го типа» - одноэтажное здание, возводимое по модульной технологии, для населенных пунктов до 1000 жителей, без жилья, общей площадью 89 кв.м., стоимость строительства объекта – около 10 000,0 тыс. рублей.
2. «ФАП 2-го типа» - двухэтажное здание по типовому проекту с двумя квартирами на 2 этаже, общей площадью 677,85 кв.м., для населенных пунктов от 1000 до 3000 жителей, стоимость строительства объекта – около 40 000,0 тыс. рублей.
При этом могут быть следующие варианты использования такого здания:
- ФАП для населения до 1000 чел. (2 квартиры на 2 этаже).
- ФАП для населения до 2000 чел. (с использованием одной из квартир под дополнительные цели (стоматологический кабинет или физиокабинет).
- Офис врача общей практики, небольшая врачебная амбулатория для населения до 3000 чел. (использование обеих квартир под кабинеты для оказания медицинской помощи населению).
3. Врачебные амбулатории для населенных пунктов от 3000 до 10 000 жителей. В амбулатории предполагается организации работы не менее 3-х врачей, организация работы кабинетов гинеколога, хирурга, стоматолога.
4. Поликлиника при численности населения более 10 000 жителей. По такому проекту (на 380 посещений в смену) построена и сдана в эксплуатацию в 2015 году поликлиника в д. Новое Девяткино. Этот проект (частично модернизированный) реализуется при строительстве поликлиники в микрорайоне Аэродром г. Гатчина. Планируется реализация данного проекта в пос. Павлово Всеволожского района, в микрорайоне «Южный» г.Выборга.
В течение 2016 года Комитетом проведены совещания с главными врачами всех межрайонных больных и представителями администраций районов. На основании проведенной работы в каждом муниципальном районе определен перечень объектов для строительства на среднесрочную перспективу.
Кроме этого существует перечень объектов общерегионального значения, которые уже строятся или проектируются. Их наличие необходимо для выполнения всех Порядков оказания медицинской помощи и соблюдения современных технологий ее оказания (Перинатальный центр, ДБК в Сертолово, Онкологический диспансер в Кузьмолово).
Основные направления работы нашей отрасли в 2017 году определены стратегической проектной инициативой «Здоровье населения», как составной части Стратегии социально-экономического развития Ленинградской области до 2030 года.